История создания памятника Салавату Юлаеву
11:10, 31 мар 2019
17 ноября 1967 года был торжественно открыт памятник Салавату Юлаеву. Памятник установлен на самой высокой точке центральной части Уфы, на утёсе, возвышающемся над рекой Белой.
Читайте также:
История уфимского храма Рождества БогородицыВпервые об историческом герое Сосланбек Дафаевич Тавасиев услышал в селе "Стерлибашево", куда сопровождал эвакуированных из Москвы летом 1941 года семьи художников. Он собрал всю имеющуюся о герое литературу, изучил архивные материалы и народный фольклор. С самого начала Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне. А раз так, то нужно было выбрать самый ответственный период в жизни народного героя. Известно, что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на разгром Пугачёва Но Салават принял решение примкнуть к царю-атаману и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлён Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утёсе осадил разгорячённого коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищам с призывом идти к Пугачёву Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году. Она была обсуждена крупнейшими специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего, Тавасиев привёз её в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета. По свидетельству самого автора, все одобряли и хвалили его работу. Но одна женщина башкирка заметила, что для батыра фигура «тавасиевского Салавата» оказалась слишком по-юношески хрупкой. Это замечание заставило Сосланбека Дафаевича поработать над совершенствованием памятника.
Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Сонументскульптура», в качестве материала был использован бронзированный чугун. Руководители, инженеры и рабочие завода работали с любовью. Это была очень сложная, трудоёмкая работа. Отливали памятник в течение полутора месяцев. Крупная конная скульптура, опирающаяся на три точки (со значительным смещением центра тяжести, связанным с приданием скульптуре большей динамичности и выразительности), а также наличие больших ветровых нагрузок потребовали специального расчёта Вопрос был решён путём устройства уникальной стальной рамы, заделанной основанием в железобетонный постамент и пропущенной через опирающиеся ноги, пустотелый корпус коня и фигуру всадника.