Все новости Уфы и Башкортостана
здесь и сейчас
logtype

Забытая «Эмка»

Забытая «Эмка»

Перед вами – страница автомобильной истории Башкортостана. Истории, во многом неизвестной, но уже утраченной. Судьба этого грузовика полна противоречий: его нет в справочниках, хотя выпустили 192 тысячи. Еще за полгода до производства Совмин ССР принял решение о прекращении выпуска, однако грузовик УРАЛ-ЗиЛ-555М продержался на конвейере семь лет.

Он почти не встречался в европейской части СССР, а поступал в основном в Предуралье и за Урал.

Полвека назад в соседней Челябинской области в Миассе на заводе «УралЗИС» создали новую модель – УралЗИС-355М. По сути, это был обновленный ЗИС-5 – легендарный «Захар», прошедший всю войну. Машина получила долгожданную отапливаемую кабину, новую внешность и мощный двигатель, сохранив при этом простоту и безотказность знаменитого ЗИС-5. Но выпускали его недолго, - уже «просились» на конвейер новые трехосные «Уралы». И все же УралЗИС-355М успел завоевать высокую репутацию своей надежностью, выносливостью, проходимостью. «Машина великолепная, - говорили шофера, - по любой грязи тянет, сколько ни нагрузишь (хоть 4, хоть 5 тонн!), безотказная. А движок 95 лошадиных сил – вообще «зверь». Грузовик называли по-разному: и УралЗИС-355М, и Урал АЗ, и «Уралец», и «Эмка». По ходовым качествам он превзошел своих «ровесников» Газ-51 и ЗиЛ-164 и лишь количеством не мог тягаться с их миллионами. «Поспорить» с УралЗИС-355М мог, разве что, «Студебекер», - отличный грузовик, поставлявшийся в войну из США, а затем «сосланный» сюда же. Наглядное представление о машине дает кинокомедия «Джентльмены удачи» - это автоцистерна «Цемент», в которой герои бегут из заключения.

В Башкирию впервые Уралы-ЗИС-355М поступили еще в 1958 году, а в 1960-х использовались в республике весьма широко. Не был исключением и Мишкинский район. Урал-ЗИС-355М обслуживал здесь сельское хозяйство, торговые и пищевые предприятия, организации. В Мишкино они имелись на молочном заводе, в лесопункте, на нефтебазе, хлебозаводе, в АТП, райпо, сельхозтехнике, электросети, службе быта и коммунальном хозяйстве. В автохозяйстве эти 3,5-тонные машины иногда переделывали в тягачи или лесовозы, тянувшие полуприцепы до 8 тонн (!), что давало большую прибыль. Часто проносились они, громыхая, по улицам Мишкино; совершали рейсы в Благовещенск, Бирск, Нефтекамск, Уфу и даже в соседние области; добросовестно трудились в остальных хозяйствах района: в Бабаево, Левицком, Ленинском, Новотроицком, Татарбаево, Чураево и многих других. В уборочную целые караваны их можно было видеть на пути к хлебоприемным пунктам.

Еще в 1970-х годах темно-зеленые УралЗИСы встречались на дорогах района. Неизбалованные вниманием, они служили долго, и ушли незаметно. Время сделало свое дело: сейчас от этих славных машин не осталось буквально ничего – ни уцелевших экземпляров, ни даже фотографий… Лишь изредка «оживает» УралЗИС-355М в воспоминаниях старых шоферов.

Уважаемые читатели! Автор работает над книгой по истории автотранспорта Приуралья и Зауралья и обращается за помощью. Если у вас найдутся старые фотографии, где в кадр попал «УралЗИС-355М» («УралАЗ» или «Эмка»), другие машины тех лет, или вам есть, что вспомнить, пишите, высылайте: 656054, г. Барнаул, ул. Г. Исакова, д. 203, кв. 98, Соколову Михаилу или звоните по тел.: (8) 913-226-40-40.

Возврат снимков гарантируется.
М. СОКОЛОВ.
Войти через:
vk ok