–егистраци€
 
 

јвторизаци€


  • «абыли пароль?

    ¬ деревне »рсаево ћишкинского района стараютс€ возродить древние марийские праздники

    ¬ деревне »рсаево ћишкинского района стараютс€ возродить древние марийские праздники
    Ёта работа, конечно же, легла на плечи самоде€тельных артистов Ч Ђ»стинных марийцевї. ¬едь именно так называетс€ местна€ команда  ¬Ќ.

    ќдним из таких праздников стала встреча ЂЌового солнцаї (Ђ”гече пайремї) Ч весеннего равноденстви€. Ќазвание праздник получил от зороастрийского ЂЌоврузї Ч ЂЌовый деньї. Ќо так как в марийском €зыке слова Ђденьї и Ђсолнцеї звучат одинаково Ч Ђкечеї, праздник стал Ђѕраздником нового солнцаї. Ёто неспроста. ¬ поэме ЂЎахнамеї начало его праздновани€ св€зываетс€ с началом царствовани€ шаха ƒжамшида, а в древнем варианте это им€ звучит, как …има, что созвучно марийскому ёмо (горномарийскому …ымы), саамскому …иммела, финскому ёмала. ¬еро€тнее всего, в древности арийско-финно-угорские св€зи были намного теснее, чем считаетс€ сейчас.

    ¬ древности все народы больше всего почитали —олнце, и праздники были, прежде всего, св€зано именно с солнечным календарЄм. Ќедаром верховный марийский бог именуетс€ ќш ёмо Ч ќш  ече (Ѕелый Ѕог Ч Ѕелое —олнце (Ѕелый ƒень). Ќо со временем древний календарь был забыт. —овременный календарь марийцев представл€ет собой переделанный православный. ѕопытки возродить элементы древности, конечно, есть. Ќапример, в календаре, подготовленном марийским верховным картом ј. “аныгиным (напечатан в газете Ђ угарн€ї), написано, что 22 марта √од ворона смен€ет √од чЄрного медвед€. Ёто, конечно, не марийский, а зороастрийский (32-летний цикл) календарь. Ќо он близок, как к древнемарийскому, так и к древнерусскому календарю. ѕочему? ѕотому, что он св€зан не с движением ёпитера, как китайский (12-летний), а ¬енеры (8-летний цикл, 32=8х4). ј ¬енера в древности играла очень большую роль. ¬ глубокой древности эта планета (во врем€ матриархата) считалась не дочерью, а матерью верховного бога. ƒочерью же стала только во врем€ патриархата. “еперь вспомним финно-угорский миф о сотворении мира. — неба Ч с созвезди€ ѕле€ды (у древних греков Ђ—емь сестЄрї, очевидно, седьмой сестрой была ¬енера, а у древних марийцев и русских Ђ”тиное гнездої) на землю (бескрайний океан) спускаетс€ Ќебесна€ дева в образе утки и откладывает €йца. ќчередной раз чита€ этот миф, € подумал: если он не врЄт, то планета ¬енера должна проходить по этому звЄздному скоплению. “ак и оказалось. ¬ последний раз она вернулась в своЄ Ђгнездої весной 2012 года. Ёто происходит через каждые восемь лет. ѕолучаетс€, что миф о водоплавающей птице не просто сказка, а своеобразный рассказ о небесном €влении. ¬енера также считалась матерью —олнца. ѕочему? ѕотому, что она по€вл€етс€ перед его восходом. — помощью астрономии можно объ€снить и другие моменты. Ќапример, по предани€м в марийскую ѕасху зажигаетс€ Ђќгненна€ звездаї. „то же это за звезда?

    я изначально предполагал, что это красный јнтарес. Ќо было много сомнений. ¬о-первых, он в наших кра€х почти невидим. ¬о-вторых, если и виден, то только в конце ма€. ¬-третьих, Ђќгненнойї она нигде не называетс€Е  роме  ита€. “ам его название Ч Ђќгоньї. Ќо ведь она, если и видна, то только в конце ма€. Ќо так было не всегда. ѕ€ть тыс€ч лет назад јнтарес по€вл€лс€ над нашим небом ровно в весеннее равноденствие. Ќо —олнце тоже не стоит на месте, теперь всЄ помен€лось. ѕоэтому в последнее врем€ Ђќгненной звездойї, скорее всего, называли јрктур (—озвездие ¬олопаса). ¬едь осенью и зимой он виден только ближе к утру, а весной и летом можно видеть и вечером.

    ѕраздник Ђ”гечеї, насколько было возможным, св€зали с мифом о сотворении мира: Ђс неба спустиласьї, устав пр€сть свою пр€жу, Ќебесна€ ƒева, дальше был Ђтанец с ковшомї Ч символом Ѕольшой ћедведицыЕ ј потом всЄ было, как на насто€щем празднике: песни, танцы, игры, блины. ѕод конец праздника разбудили, потчу€ блинами, квасом и мЄдом, медвед€. ѕотом, спл€сав вместе с ним верЄвочку, сожгли символ зимы Ч соломенную ћору-ћарь€ну.
    Ќашли ошибку? ¬ыделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

    јвтор: Ёсен Ёлай.


    ћетки: ћишкинский район

    • –аспечатать

    —сылки на материал


    html-cсылка:

    BB-cсылка:

    ѕр€ма€ ссылка:
    —сылки по теме:
    • ќб истории танца восточных мари Ђ¬еревочкаї
      ћарийских танцев немало. ¬се они по-своему прекрасны и колоритны. Ќапример, танец по кругу, парные танцы. Ќо ни в одном танце нет такого задора и такой энергетики, как в восточномарийской Ђверевочкеї. ¬ чем же ее особенность? „ем она отличаетс€ от других танцев?
    • 22 марта в Ѕольших Ўадах прошел праздник весны навруз
      ѕраздник весны навруз отмечаетс€ 21 марта и считаетс€ началом нового года. ѕо поверью - чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к люд€м природа.
    •  ультура народа мари на примере деревни  амеево ћишкинского района
      ћо€ –одина Ч –осси€. я родилс€ в большой многонациональной –еспублике Ѕашкортостан.
    • ¬ Ўаранском районе прошел марийский танцевальный фестиваль ЂЎий кандра-2018 ...
      ¬ Ўаранском районе республики, в деревне  уртутель «ириклинского сельского поселени€ прошел VI ћежрайонный танцевальный фестиваль ЂЎий кандра-2018ї, который совпал с празднованием 235-лети€ деревни  уртутель
    • «абытые мировые религии
      ¬ древности существовало множество разнообразных религий. Ѕольшинство из них на сегодн€шний день уже потер€ли свое значение и забылись. ’рамы и статуи, посв€щенные древним богам, окончательно разрушены, и уже практически невозможно найти места их расположени€. ’от€ большинство из религий в этом списке зародились задолго до христианства, ислама и индуизма.
     оментарии к новости:
    »нформаци€
    ѕосетители, наход€щиес€ в группе √ости, не могут оставл€ть комментарии к данной публикации.
    —истема Orphus